СВЯТО ТРОИЦКИЙ ПРИХОД Г.КАМЫШИН
ВОЛГОГРАДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ, КОТОВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Новости
Объявления
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Волгоград Православный
Яндекс.Метрика
По благословению Германа Митрополита Волгоградского и Камышинского

Памятка готовящемуся ко Крещению

Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью, и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (От Иоанна 3, 1-5). Что, однако, значит в данном случае «родиться»? Существуют самые разные варианты ответов, как правило, в переносном смысле. Родиться, говорят одни, значит перейти из одного состояния в другое. Другие скажут, что это – войти в новую жизнь. Третьи добавят, что это подразумевает вознесение к высотам Духа. Есть еще один вариант ответа, не исключающий предыдущие, но гораздо более точный и существенный, предлагаемый современным французским богословом Бернаром Фринкином.

Родиться, значит, в самом деле: 1) выйти из материнского чрева и быть отнятым от него перерезанием пуповины; 2) начать дышать своими собственными легкими; 3) быть воспринятым матерью, чтобы быть вскормленным ею. В таком случае именно после этого можно поставить вопрос, симметричный первому: что есть родиться свыше, или заново? Ответ предполагает точную копию предыдущего:1) выйти… откуда, если не из мира сего, перерезав пуповину, соединяющую с ним; 2) обрести новое дыхание во Святом Духе; 3) быть воспринятым нашей матерью-Церковью, чтобы быть ею вскормленным. Вот что значит воистину таинство Крещения как второго рождения, свыше и снова, совершаемое в Церкви Христовой на протяжении двух тысяч лет! Но как возможно перерезать эту самую пуповину, соединяющую человека с миром, в котором он уже родился и с которым он непрестанно сообщается, если не умереть для этого мира, распявшего Христа, вслед за Ним Самим?

Именно об этом неоднократно говорит апостол Павел в своих посланиях. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (К Римлянам, 6, 3-4). Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей (2-е Коринфянам, 4, 10). Не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (К Галатам 6, 14). Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (К Колоссянам 3, 1-3). Речь, разумеется, вовсе не идет о каком-то бегстве от окружающей действительности и самоизоляции в затворе. Слово «мир» в Священном Писании имеет два основных значения: 1) мир, созданный Божией Премудростью, мир, из ничего Богом сотворенный и приведенный в непрестанное движение, являющий собой вселенскую симфонию, где каждый инструмент играет свою роль и ведет свою партию. В этом мире – все премудро, все «хорошо весьма» (Быт. 1, 31); 2) мир, где царствует «князь мира сего» (От Иоанна 12, 31), где бушует «море житейское» страстей человеческих и где открывается бездна греха и порока. Царство Божие, где нет ничего, кроме любви, мира, согласия и вечной жизни, несовместимо с царством греха и смерти, будь то насильственной, будь то естественной, которая является – и та, и другая – последствием грехопадения первых людей на Земле и потери их связи с Источником всякой жизни. Поэтому должно родиться для Царства Божия, пока нам отведено время естественной жизни на этой земле, и добровольно умереть для царства «князя мира сего». Родиться – через Христа во Святом Духе, уверовав в Него как единственного Спасителя и Искупителя рода человеческого и ежедневно следуя за Ним. ...Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою душу ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (От Матфея 16, 24-26). Церковнославянское слово «крещение» происходит от слова «крест».

С давних пор в православной Церкви после совершения троекратного погружения в воду, во имя Отца, Сына и Святого Духа, утвердился обычай возлагать на омывшегося, т.е. покрестившегося, нательный крестик, как раз в напоминание этих слов Христа! В первом рождении я не был спрошен, от каких родителей и когда мне родиться. Таинственный промысл Божий действовал, но личного выбора моего не было, – ни родителей, ни эпохи, ни страны, ни места рождения. Во втором же рождении непременно должны присутствовать личный выбор и личная вера (а в случае крещения детского или младенческого – выбор родителей и восприемников-крестных, поручающихся пред Богом за воспитание ребенка в православной вере). Вера – во Христа как истинного Бога и совершенного Человека, сына Божьего, пришедшего к нам на землю ради нас и нашего спасения через чудесное рождение в Вифлееме от Девы Марии, Которую потому стали называть Божьей Mатерью, непризнанного и отвергнутого большинством людей в Израиле, народе, изначально Богом избранном и отмеченном; распятого по грехам людским, по злобе живших как в то далекое время, так и за грехи всех нас, и воскресшего на третий день, и Своим Воскресением открывшего всем нам путь к личному воскресению и доступ к Царству Божию.

Не только учение и проповедь Христа драгоценны для нас. Много было в Израиле учителей и пророков до Него, много было праведников и среди прочих языческих народов вне веры, открытой Богом Израилю, и призывы к нравственной чистоте и совершенству звучали задолго до пришествия Христа. Но Христос – вовсе не один из праведников и учителей жизни, Он – «путь, истина и жизнь» (От Иоанна 14, 6), то есть сама Жизнь с избытком, из которой текут «реки воды живой» (От Иоанна 7, 38); сама Истина в ее живом и ярком воплощении, а не в абстрактно-теоретическом морализаторстве; сам Путь, соединяющий всех нас с Отцом Небесным и дающий нам легкость обращаться к Нему, начиная со слов «Отче наш». Прочие праведники и их учение стали достоянием истории, археологии, воспоминаний и пересказов, часто внутри определенных наций и народностей. Иисус Христос Воскресший – жив и действует среди нас, всем гонениям и смертям назло, среди совершенно разных культур и не похожих друг на друга народов. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (От Иоанна 3, 16-17).

Подготовка к принятию крещения должна включать в себя знакомство со Священным Писанием – источником нашей веры (хотя бы с содержанием одного-двух Евангелий, с которых начинается Новый Завет – вторая и наиболее важная для христианина часть Библии). Как замечает апостол Павел, «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (К Римлянам 10, 17). Одно дело – что мы можем в душе помыслить о Боге в смутных догадках и представлениях, и совсем другое – что Он Сам нам открыл о Себе. Без знания и принятия в свое сердце основных истин веры стоящий у церковного порога рискует пожизненно остаться на этом пороге, в плену своих фантазий или суеверий, как это нередко бывает в современном мире. Одна из важнейших молитв, которая поется на каждой Божественной литургии в православной Церкви, а также читается в ежедневном утреннем молитвенном правиле православного христианина – это исповедание православной веры, или Символ веры.

ПРАВОСЛАВНЫЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

Церковнославянский текст

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Русский текст

Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога Истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все стало быть. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Святого Духа и Марии Девы и ставшего человеком. Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего на третий день, согласно Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего во славе судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую одно крещение ради прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Истинно так.

Объяснение Символа Веры

«Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает», - пишет апостол Павел (К Евреям 11, 6). В отличие от неопределенного религиозного чувства, которое присуще и многим нехристианским народам или многим современным людям, не определившимся в вере и считающим, что главное иметь «Бога в душе», подлинная вера предполагает не просто уверенность в Его бытии, но принятие всем сердцем Его воли, Его откровенного слова, т.е. Благой Вести (по-гречески – Евангелия) о спасении людей. Вера невозможна без доверия Богу и Его слову, запечатленному в Священном Писании. Мы ничего определенного не могли бы помыслить о невидимом Боге, если б Он Сам не открыл Себя людям. И на основании Откровения, содержащегося в книгах Нового Завета, Церковь, основанная Христом, начиная с избранных Им учеников, или апостолов («апостол» по-гречески значит посланник), свидетельствует: Бог один (единый) по сущности Своей, но в то же время троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. То есть Бог есть Пресвятая Троица, единосущная (поскольку и у Отца, и у Сына, и у Духа одна и та же божественная природа, одно существо) и нераздельная (три божественных Лица пребывают друг в друге и неразделимы друг с другом, поэтому Бога не три, а один).

Бог называется также Вседержителем, т.к. весь созданный Им мир Он содержит в Своей силе и воле. Он – творец неба и земли, мира видимого и невидимого (к миру невидимому принадлежат разумные существа, представляющие небесные бесплотные силы – архангелы и ангелы). Бог-Отец – первое Лицо Пресвятой Троицы. Сыном Божиим называется второе Лицо Божественной Троицы, Господь Иисус Христос. Имя Иисус (евр. - Иошуа) означает «спаситель» или «Бог спасает», оно было открыто Архангелом Гавриилом Деве Марии, жившей в Назарете, перед рождением от Нее Иисуса Христа уже как Сына Человеческого, как повествует об этом Евангелие от Луки (1, 26-38). Христос – значит помазанник Божий. В древней Иудее был обычай помазывать священным елеем царей на царство, первосвященников и пророков на служение. По человечеству Иисус был безмерно наделен всеми дарами Духа Святого и соединил в Себе в высочайшей степени ведение пророков, святость первосвященников и могущество царей, и потому называется помазанником по преимуществу, не елеем, но Духом Святым. Иисус Христос назван Сыном Божиим Единородным, т.к. Он – один-единственный, рожденный от Отца, из Его сущности, но не во времени, как рождаются твари земные, а «прежде всех веков», прежде, чем появилось само время, не отделимое от сотворенного мира. Христос – «Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного». Как говорит апостол Иоанн Богослов, «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1-е Иоанна 1, 5), и он же пишет о Христе в четвертом Евангелии: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (От Иоанна 1, 9-12). Сын Божий – рожденный, но не сотворенный во времени, в отличие от человеческого рождения; Он – Бог, а не тварь, и одного и того же божественного существа с Богом Отцом, т.е. единосущный Отцу. Бог сотворил все через Сына Своего, который в Свящ. Писании также называется Премудростью и Словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (От Иоанна 1, 1-3). На это и указывают слова Символа Веры «Имже вся быша». Нас ради человек и нашего ради спасения – Сын Божий, хотя и открыл Себя в первую очередь израильскому народу, но сошел с небес, придя на землю, не только для него одного, а вообще для всего человечества. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (От Иоанна 3, 13). Но на земле Он прежде был невидим и стал видимым, когда явился во плоти человеческой, т.е воплотился, принял на себя все природные свойства, всю слабость и ограниченность плоти (только грех человеческий был абсолютно чужд Ему), не утратив нисколько Своих божественных свойств, не переставая быть при этом Богом Истинным от Бога Истинного. Воплощение Христа совершилось содействием Святого Духа, так что Дева Мария, Богоматерь, как была Девой прежде зачатия и рождения Христа по человечеству, так Ей и осталась по рождестве до конца Своей жизни. Потому Церковь ее  называет также Приснодевой (т.е. вечной Девой). И Христос не просто воплотился, но вочеловечился, т.е. стал полноценным человеком с собственной душой, а не просто голым телесным чудесным механизмом. И именно Он нам являет образец совершенной человечности, образец Человека, в Котором все прекрасно! Иисус Христос был распят за нас как последний ничтожный раб, как государственный преступник (в Римской империи это была самая позорная и мучительная казнь), и Своей смертью на кресте избавил нас от вечной смерти и «клятвы закона», т.е. того закона, который был до Христа, начиная с 10 первых заповедей, полученных пророком Моисеем на горе Синай. Ибо никто никогда не был способным исполнить весь закон, открытый людям через древних пророков, потому люди и чувствовали себя отверженными Богом, т.к. в законе было написано: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего» (Второзаконие 27, 26). Христа иудейский синедрион формально осудил как раз по закону! И апостол Павел учит: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (К Галатам 3, 13), т.е Он примирил всех нас, грешников, с Отцом Небесным. Примирил своими страданиями, как человек, Сын Человеческий, принеся Себя в жертву добровольно, хотя мог бы и избежать этих страданий. После распятия Он был погребен, и враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали его. Но на третий день (точнее, в конце второй ночи после погребения) Он воскрес, согласно древним пророчествам и псалмам Ветхого Завета (по Писанию) и свидетельствам апостолов- евангелистов, очевидцев этого события. Слова «и возшедшего на небеса, и седяща одесную Отца» заимствованы из посланий апостола Павла: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (К Ефесянам 4, 10); «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (К Евреям 8, 1). Они означают, что Иисус Христос имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом (по правую сторону от хозяина дома на Востоке сажали самых дорогих и почетных гостей). «Одесную» происходит от славянского «десница», т.е. правая рука. Писание Нового Завета говорит нам не только о Вознесении Христа, но и о будущем Его пришествии: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1, 11). Дух Святой называется также Господом, Животворящим. И до Христа люди чувствовали действие Духа Божия, Им были движимы великие библейские пророки, предрекавшие пришествие на землю Мессии-избавителя. Духу Святому присуща животворящая сила, поддерживающая всякую жизнь на земле, но особенно духовную у людей. Дух Святой продолжает дело Христово, начатое Им на земле, в Его последователях. Христос обещал Своим ученикам: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (От Иоанна, 15, 26). Духу Святому подобает равное с Отцом и Сыном поклонение и прославление, и Сам Христос, давая по Воскресении Своем последнее прощальное напутствие Своим ученикам, призвал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (От Матфея 28, 19). Дух Святой явил Себя чудесным образом на 50-й день по Воскресении Христовом, когда, сойдя на собранных в Иерусалиме вместе учеников и апостолов Христовых в подобии огненных языков пламени, Он вдохновил их на проповедь о Христе Воскресшем среди всех народов, начиная с Израиля (Деяния 2). День Пятидесятницы называют днем рождения Церкви Христовой. Каждый день в течение всего года, кроме промежутка между Пасхой и Пятидесятницей, любые храмовые богослужения, а также домашние утренние или вечерние молитвы, начинаются с молитвенного обращения ко Святому Духу: Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины (Утешитель, Дух Истины), Иже везде сый и вся исполняй (Ты, кто везде сущий и все наполняющий), сокровище благих (благости) и жизни подателю, приди и вселися в ны (в нас), и очисти ны (нас) от всякия (всякой) скверны, и спаси, Блаже (Благой), души наша. Веруем также в единую Церковь как тело Христово, состоящее из множества разных членов, имеющее одну главу, Христа, и одушевляемое одним Духом Божиим, Духом Святым (см. 1-е посл. к Коринфянам, гл. 12). Церковь называется Соборной, т.к. в ней собраны со всех концов земли люди разных культур и национальностей; по-другому – Церковь кафолическая (с греческого), то есть Вселенская. Церковь называется Апостольской, потому что, во-первых, она непрерывно от апостолов сохраняет учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение следующих за апостолами епископов и пресвитеров (священников), а во-вторых, епископское и пресвитерское служение призвано быть продолжением апостольского служения. Исповедуем одно-единственное в жизни христианина Крещение как таинство, в котором верующий, при троекратном погружении в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы (Отца, Сына и Св. Духа) умирает для жизни греховной, для мира, во зле лежащего, и воскресает, рождаясь заново, для жизни в Боге, в Духе Божием. Как рождается человек по плоти один раз в жизни, так и «водою и Духом» один лишь раз. О воскресении мертвых и будущей бесконечной жизни есть множество свидетельств как в Ветхом, так и в Новом Завете. Можно привести слова Самого Христа: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. <…> Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (От Иоанна 5, 25-29).

ПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ

Таинство – одно из главных священнодействий в Церкви, где незримым, таинственным образом человек получает по вере своей дары благодати Святого Духа, освящается Духом и соединяется с Самим Богом. Любое священнодействие имеет свою определенную форму, но основывается прежде всего на молитве к Богу и вере Ему. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», - напоминает Христос (От Матфея 18, 20). Разумеется, и крещение начинается с совместной молитвы – крещающего священника и подготовившегося и пришедшего креститься.

Первая, подготовительная и молитвенная часть называется оглашением. Читаются 5 молитв, 4 из которых – запрещающие действие сатаны, или «князя мира сего». Из Евангелий известно, что сатана (дьявол) искушал Самого Христа перед выходом Его на общественное служение (От Матфея гл. 4, От Луки гл. 4). И если к Нему Самому он имел доступ, то что же говорить про нас, всех остальных? Соблазн материальных благ, соблазн власти и жажда чудес любой ценой постоянно преследуют как верующих во Христа, так и все человечество в целом, а именно это предлагал сатана Христу на «горе искушений» в Иудейской пустыне. Христос как Человек, во всем подобный нам, отверг эти искушения, и всякий, желающий следовать за Ним, призывается отречься от сатаны и от всех предлагаемых им соблазнов. Соблазн всеведения и неограниченной власти над миром был предложен тем же сатаной первым людям, Адаму и Еве, на заре человеческой истории: вкусить запретный плод с дерева познания добра и зла, чтобы стать, «как боги, знающие добро и зло» (Бытие 3, 1-7). Причем невзирая на волю Бога-Творца, призвавшего первых людей плодиться, размножаться, наполнять землю и осваивать ее, нарекая имена всякой твари (т.е. познавать окружающий мир), одарившего наших прародителей изобилием земных и духовных благ в первозданном Раю, но – совершенно независимо от Него Самого, и даже претендуя на равенство Ему! Одно из печальных последствий того, что первые люди тогда не послушались голоса Божия, но вняли голосу дьявола, также одного из первых разумных и одаренных созданий Божиих, первого восставшего против Создателя, явилась утрата Адамом и Евой первозданного Рая, утрата связи с Богом, смертность и путаница добра и зла в жизни последующих поколений вплоть до сего дня. Христос – Новый Адам – не принявший, но отвергнувший предложенные Ему искушения, пришел спасти каждого из нас в том числе и от этого смешения понятий добра и зла, как вне, так и внутри нас, разрушить дела дьявола и изъять нас из поля его действия. Во время чтения одной из этих запретительных молитв священник дует в лицо крещаемого, обращаясь к Богу: «Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его. Духа прелести, духа лукавства, духа лжи и всякой нечистоты, действуемой по научению диавола; и сотвори из него овцу словесную святого стада Твоего, честной член Церкви Твоей, сына и наследника Царства Твоего…». По прочтении всех молитв следует вопрос ко крещаемому: Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его (т.е. служителей, бесов), и всего служения его, и всей гордыни его? - Отрекаюсь, - отвечает крещаемый. Вопрос повторяется еще два раза, т.е. отречение от сатаны полагается трижды. - Отрекся(лась) ли от сатаны? – спрашивает снова от имени Бога священник. - Отрекся(лась), - отвечает крещаемый(мая) (также трижды). - И дунь и плюнь на него! – призывает далее священник. Крещаемый плюет в западную сторону себе под ноги, подтверждая этим, что презирает сатану и не желает иметь с ним ничего общего. (Естественно, надо быть по жизни готовым, что сатана нам будет пытаться после этого мстить, нападая на нас либо через наши собственные смущающие нас мысли, подавленность, раздражение, плохое настроение, либо через отдельных людей или обстоятельства. Вот тут и требуется вера, молитва и жизнь по заповедям Божиим, и тогда, как восклицает апостол Павел, «Если Бог за нас, кто против нас?» (К Римлянам 8, 31). Следующий вопрос священника ко крещаемому – об обещании соединиться (сочетаться) со Христом, последуя Ему:  - Сочетаешься ли Христу? - Сочетаюсь, - подтверждает крещаемый(мая) (вопрос и ответ на него повторяются также трижды). - Сочетался(лась) ли Христу? - Сочетался(лась). - И веруешь ли Ему? - Верую Ему, как Царю и Богу, - отвечает крещаемый(мая) и произносит православное исповедание веры, т.е. Символ Веры, изложенный выше. По прочтении Символа Веры опять следует троекратное вопрошание: - Сочетался(лась) ли Христу? - Сочетался(лась). - И поклонись Ему, - призывает священник. Крещаемый совершает земной поклон с крестным знамением, отвечая: - Поклоняюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной. - Благословен Бог, всем человекам хотящий спастись и в познание истины придти, ныне и присно, и во веки веков! – отвечает священник, и чтением заключительной краткой молитвы заканчивается чин оглашения.

Вторая и основная часть – святое Крещение Совершается благословение и освящение воды, в которой будет производиться Крещение. Затем священник помазывает освященным елеем части тела крещаемого, говоря: Помазуется раб Божий (раба Божия) (ИМЯ) елеем радования, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Во исцеление души и тела (помазывая грудь); в слышание веры (помазывая уши); руце Твои сотвористе мя и создасте мя (помазывая обе руки; «Руки твои сотворили меня и устроили меня» - псалом 118, 73); во еже (чтобы) ходити ему по стопам заповедей Твоих (помазывая ступни ног). Затем следует троекратное полное погружение крещаемого в освященную воду (в случае невозможности полного погружения допускается троекратное обливание) со словами: «Крещается раб(а) Божий(я) (ИМЯ) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь. После совершения троекратного омовения на крещаемого возлагается нательный крестик, а также надевается, по возможности, белая крещальная риза (рубашка), в знак очищения от грехов и получения душевной чистоты. Звучит краткое песнопение: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся (одевающийся) светом яко (словно) ризою, Многомилостиве Христе Боже наш. И читается псалом 31: Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего. Ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои»; и Ты снял с меня вину греха моего. Зато помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. Ты покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления… Много скорбей нечестивому; а уповающего на Господа окружает милость. Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.

Третья часть – таинство Миропомазания Водное крещение, то есть омовение, совершилось. За ним следует крещение Духом Святым, подобное тому, что восприняли апостолы в день Пятидесятницы. Первоначально дар Святого духа сообщался уверовавшим во Христа через возложение рук апостольских, но позднее, по причине быстрого умножения числа христиан и их распространения по всей Римской империи физически апостолам стало невозможно возлагать руки на каждого покрестившегося, и возложение рук было заменено освящением мира и помазанием святым миром. Миро – ароматное масло, сваренное и освященное особым образом, содержащее 33 ароматических компонента, по числу земных лет Господа Иисуса Христа. Освящать миро имеет право только епископ, да и то не всякий, а в силу многовековой традиции лишь глава данной поместной (автокефальной) Церкви; в русской Церкви это Патриарх Московский и всея Руси. После освящения миро распределяется по разным церковным общинам, через епископов, возглавляющих данную церковную область (епархию). У новокрещеного помазываются веки, уши, ноздри, губы, кисти рук (которые в человеке символизируют пять чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), а также грудь и ступни ног со словами «печать дара Духа Святаго, аминь». В исключительных случаях совершение водного Крещения допускается верующим мирянином (главным образом это касается младенцев в случае смертной опасности и отсутствием поблизости священника; так было немало людей покрещено в деревнях в России в период гонений на Церковь при советской власти). Такое крещение обязательно должно быть дополнено таинством Миропомазания. После помазания миром совершается торжественный обход вокруг крещальной купели: за священником с крестом в руках следует новокрещеный в белой ризе и с зажженной свечой. Во время троекратного обхождения купели поются слова апостола Павла: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя! (Вы, кто (которые) во Христа крестились, во Христа облеклись, - К Галатам 3, 27). По обхождении звучат слова 26-го псалма: Господь просвещение мое и спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся? И читается сначала отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, затем отрывок из Евангелия от Матфея. Братия, неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (К Римлянам 6, 3-11). Во время оно, одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (От Матфея 28, 16-20). Затем следуют заключительные молитвы. Тело крещеного отирается от св. мира (оправдался(лась) еси, освятился еси, просветился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился(лась) еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь (см. 1-е Коринфянам 6, 11). И заключительное священнодействие – крестообразное пострижение волос на голове новокрещеного, в знак посвящения Его отныне Богу и присоединения его, как овцы словесной, к стаду Христову. С овцы бессловесной состригается шерсть для благого употребления; с овцы словесной можно состричь только волосы, в напоминание того, что Господь ждет от нее принесения плодов веры…

ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ

Когда младенец рождается в мир, за ним требуется непрестанный уход, в противном случае он, если будет брошен на произвол судьбы, просто погибнет. Такой же уход требует и душа новокрещеного, ибо после нового рождения естественно должна следовать и новая жизнь, во Христе и Св. Духе. Поэтому всегда подразумевалось, что принявший крещение становится членом матери-Церкви через вступление в определенную церковную общину (приход) и участие в совместной молитвенной и богослужебной жизни. В отличие от таинств Крещения и Миропомазания, которые никогда уже не повторятся в жизни христианина, вступивший внутрь церковной ограды призывается к участию в других таинствах для его духовного возрастания и укрепления в вере. Прежде всего это таинства покаяния (исповеди) и Евхаристии (причащения). В течение всей последующей жизни после крещения они повторяются многократно.

Первое время душа покрестившегося может испытывать радость и легкость, прилив душевных и духовных сил. Затем это чувство, как правило, отходит, уступая место обычному будничному состоянию. Грехи, прощенные в крещении, могут снова возобновляться, так как привычки к ним, коренящиеся в человеческой воле, не уничтожаются, ибо Бог не воздействует на волю человека без его собственного участия и внутренней работы над собой. Белоснежная одежда души, полученная в крещении, может со временем пачкаться и даже вовсе утерять свою светлость, если не прибегать к таинству покаяния, которое называется еще «вторым крещением». Апостол Павел предостерегает: «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (К Ефесянам 4, 30). Особенно это касается тех, кто был крещен в детстве, но не был верующим, а обратился сознательно гораздо позднее. Крещение и для них не повторяется, но подробная исповедь за свою прожитую сознательную жизнь может возыметь для них то же действие, что и само водное крещение. Власть прощать грехи людей Господь дал по воскресении Своем избранным Им служителям, начиная с первых апостолов: Иисус же сказал им..: мир вам! Как послал 8 I С т р а н и ц а Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (От Иоанна 20, 21-23).

А перед Своими страданиями и крестной смертью Христос на последней братской трапезе в честь иудейской Пасхи (Тайной Вечере) призвал своих учеников вкусить Тело Его и пить Кровь Его, возблагодарив, благословив хлеб с чашей красного вина (Мф. 26, 26-29; Мк. 14, 22-25; Лк. 22, 19-24). С тех самых пор, уже 2000 лет присоединяются к этой Тайной Вечере на службе, называемой Божественная Литургия (по- гречески λειτουργια означает «общее дело», «общее действие»), Церковь призывает верующих к участию в таинстве Евхаристии (по-греч. «благодарение») - принятию Тела и Крови Христа. Еще до Своих страданий Христос учил о Себе как о Хлебе Жизни, сошедшем с небес: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. <…> Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда иудеи стали спорить между собой, говоря: как Он может дать нам есть Плоть свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Плоть Мою и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Плоть Мою и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем (От Иоанна 6, 47-56). «Из целого ряда мест Библии мы знаем, что словосочетание «плоть и кровь» соответствует по значению прилагательному «человеческое». Иными словами, Христос в таинстве Евхаристии отдает нам Свое Человечество, отдает нам не просто плоть, а Плоть ломимую, не просто кровь, а Кровь, Которая проливается за нас. Как Бог Он может войти в нас любым образом, но как Человек Он входит именно через Плоть и Кровь – через Святые Тайны во время причащения. Почему для совершения Тайной Вечери Спаситель использует именно хлеб? Во-первых, наверное, потому, что именно хлеб занимает центральное место в пасхальной трапезе у евреев. Но кроме всего прочего – это продукт, над получением которого люди трудятся вместе. Одни пашут поле и сажают зерна в землю, затем их собирают и везут на мельницу. Другие мелют муку, третьи пекут хлеб и т.д. Таким образом, уже сам хлеб объединяет нас. Поэтому Господь именно его прелагает Духом Своим Святым в Свое Тело. И поэтому в евхаристическом хлебе Христос и скрыт, и открыт одновременно. Он и материален, видим, ощутим, входит в нас именно физически – и в то же время скрыт, мы не видим Его. Это момент, который нужно молитвенно принять в свое сердце» (священник Георгий Чистяков). В этой связи становятся более близкими и понятными слова апостола Павла о Церкви как о теле Христовом, а о всех нас, христианах, как о его членах (1-е посл. к Коринфянам, гл. 12). Во всех членах тела течет одна и та же кровь, и если кровь перестанет снабжать какой-либо из них, он вскоре отомрет! И крещеный, чтобы иметь подлинную жизнь во Христе, жизнь с избытком, а не жалкое, с точки зрения вечности, материально-душевное прозябание, призван быть привитым к единому Телу Христову, питаясь Его Кровью, вкушая Его Плоть.

Новокрещеного ждут после его нового рождения множество испытаний, в том числе и те, которые ему были незнакомы до крещения. Христианство, по словам прот. Александра Меня, не теплая печка, у которой можно сколько угодно греться, а трудная и опасная экспедиция. Но испытания, если принимать их с готовностью как действие Божественного промысла, служат также только к возрастанию в вере и духовной закалке. Христианин уподобляется апостолом Павлом воину на поле невидимой брани: Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. <…> Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (к Ефесянам 6, 10-17).