СВЯТО ТРОИЦКИЙ ПРИХОД Г.КАМЫШИН
ВОЛГОГРАДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ, КОТОВСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ
Новости
Объявления
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Каталог православных сайтов
Волгоград Православный
Яндекс.Метрика
По благословению Германа Митрополита Волгоградского и Камышинского

Экскурс в историю


С 1668 года начинается история нашего города. Просуществовав два года, он был сожжён Степаном Разиным, и двадцать семь лет на месте нынешнего Камышина ничего не было. Только в 1697 году начали отстраивать город. Петр I начал рыть канал, и для «защиты шлюзного дела» был приглашен полк из Казани в образованную Петровскую крепость, располагавшуюся на мысу, который во время половодья превращался в остров. По преданию, в городе Казани был сформирован стрелецкий полк, в котором почитали святого Димитрия Солунского своим Небесным Покровителем. В 1697 году, на Ильин день, полк во главе с Яковом Бушем должен был ехать «на стругах вниз по Волге в построенный город Дмитриевск, который тогда так был назван, и даны были им пушки, ружья, сабли и копья…, митрополит же казанский благословил в путь с ними священника Тимофея Никифоровича со всем причтом и даны им были три казённые колокола доброго звона, книги и святые иконы, денежное и хлебное жалованье… Полковник и воевода Буш и с хорошими людьми (Терентий Калашников, Афанасий Танков, Петр Остафов и проч.) просили протопопа со священниками, чтобы взять из церкви иконы и отслужить на стругах молебен Спасителю и Божьей Матери и святому великомученику Димитрию и облачиться в лучшие рясы и проводить их в путь, и взять с мощами честный крест и чудотворную явленную икону Казанской Божьей Матери. Но, однако, архимандрит из церкви выносить воспретил, а вместо этого взять местную икону Божьей матери, списанную с явленной.».  Всё духовенство собралось на судне под шатром, их угощали, просили выпить с полком виноградного вина. Между тем всем своим людям воевода строго приказал, «что, коли, в первый раз из пушки выпалят, то чтоб все были к отплытию готовы, во второй раз выпалят, то тот же час спускать всех своих сродников на берег и в третий раз выпалят, то поднимали бы якоря и плыли бы потихоньку». Когда уже немного отплыли, духовенство, узнав об этой хитрости, стало просить, чтоб их свели к берегу вместе с иконами, но полковник приказал иконы оставить на судне, а церковнослужителей высадить на берег. «По благополучному прибытию их в г. Дмитриевск в 1697 году 26 сентября, отслужили молебен, выбрались из стругов в новопостроенный город». Здесь на территории Петровской крепости была заложена каменная церковь во имя Казанской Божьей матери, которую сложили только по нижние окна, так она осталась недостроенной… Есть еще одна версия, по материалам которой мы узнаем , что во время пожара 1740 года в Дмитриевске церковь Казанской Божьей Матери сгорела вместе со всеми другими постройками города и по преданию на фундаменте этой церкви стали строить новую Свято-Троицкую.

Она была сразу каменной, строилась как собор. Это было первое каменное здание в истории города. Строительство его началось в 1743 году. Свято-Троицкий собор стоял в Петровской крепости (городской кремль), окруженный с правой стороны­ – Волгой, с левой – речкой Камышинкой, а с третьей стороны – глубоким рвом. Храм этот находился на северо-восточной стороне города при устье Камышинки. Храм был освящен в 1751 году во имя святой Троицы.  Он был построен во времена Елизаветы в стиле барокко, характеризующегося динамичностью композиции, преувеличенной декоративностью и пышностью. В 1765 году к Троицкому храму был пристроен придел с престолом во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1785 году стараниями купца Ковалёва пристроен второй придел с престолом во имя святого великомученика Георгия Победоносца. В 1830-1831 годах во времена Николая I выстроена высокая каменная колокольня Троицкого собора, вместо старой обветшавшей. Она была построена в стиле классицизма, характеризующегося четкостью, организованностью и простотой. Колокольня Троицкого собора стала украшением города, его архитектурной доминантой. В храме находилась икона Казанской Божьей матери, привезённая из Казани, икона Димитрия Солунского, плащаница, пожертвованная в 1760 году («плащаница – полотнище с изображением тела Иисуса Христа после снятия его с креста», книга «Большой требник Петра Могилы», а также мощи святого Ипатия в серебряном кресте, завещанном родственником Валентину Прохоровичу Портнову.

метрическая книга Свято Троицкого храма

 

Кроме того, в Троицкой церкви имелась метрическая книга. Метрическая книга 1913-1914 годов сегодня хранится в городском ЗАГСе. Она разбита на три главы: о родившихся, о бракосочетавшихся, об умерших. Просмотрев всю книгу, можно заметить, что там записаны в основном только мещане и крестьяне. Книга эта - живая история.

По словам работников ЗАГСа, эта книга совершенно случайно была ими обнаружена, когда они перебирали документы. Никто даже не задумывался, что у них хранится такая вещь. Она ещё раз подтверждает существование и деятельность Свято-Троицкого храма. При церкви действовало приходское училище с 1815 года – старейшее в Камышине учебное заведение, впоследствии оно стало четырёхклассным городским училищем. Важно сказать, что Троицкий храм был кафедральным собором города (главным храмом) до того, как построили Вознесенский собор. С 1871 года Троицкий храм стали именовать Старым собором, так как Новым собором теперь называли Вознесенский храм. История Троицкого собора увековечила деятельность его священнослужителей. Так, одним из настоятелей в конце XIX века был протоиерей Иоанн Позднеев, участник Крымской войны 1853-1856 годов, умерший в 1901 году, настоятелем собора был и его сын Дмитрий Позднеев – член Саратовской учёной архивной комиссии, литератор, профессор богословия в Московском университете. Он, пользуясь сохранившимися источниками, продолжил рукопись об истории Камышина. Оба священника, отец и сын, занимались историческим краеведением. Собирали материалы по истории Камышина и различные артефакты древности. Дмитрий Позднев публиковал результаты своих археологический изысканий в прессе. Так, в 1888 году он нашел на берегу Волги множество древнейших вещей (кварцевые стрелы, раскрашенную каменную бусину, железную стрелку грубой работы и подобную удочку). Дмитрий Позднев в советское время похоронен в селе Рыбинка Волгоградской области. Виктор Николаевич Ткаченко - гласный городской думы, стал затем городским главой и при этом являлся одновременно церковным старостой, ревнителем церкви. «Его трудами и заботами украшен Старый собор и реставрирован». В. Ткаченко занимался благотворительной деятельностью: проявлял особое внимание к одиноким, престарелым, содержащимся в богадельне. Дом и «Ткаченкин сад» находились на берегу Камышинки, напротив Троицкого храма. О деятельности других священников того периода в Троицком храме свидетельствуют метрическая книга, а также причт (штат) на начало XX века: два священника, дьякон и два псаломщика, где священники – Дмитрий Позднев и Петр Петропавловский, дьякон – Николай Орлов, псаломщики – Николай Невзоров и Виктор Троицкий. Конечно, главная роль в церкви принадлежит её служителям, но не меньшее влияние и помощь оказывают прихожане. В то время люди приписывались по месту жительства к какому-либо храму, куда они должны были ходить. В конце XIX века к Троицкой церкви было приписано 1830 прихожан, из них мужского пола 917, женского пола 913. Если брать в сравнении с другими церквами города, то Старый собор был вторым по числу прихожан, так как в это время главным был уже Вознесенский (Новый) собор, которому было приписано 5 431 прихожан. Следующей после Троицкого собора по численности прихожан была Успенская церковь, затем Никольская и Дмитриевская. Важно отметить, что более 180 лет все население так называемого Старого города (район современного речного порта, 6-ого микрорайона и 3-ого микрорайона) «окормлялось» в стенах Старого собора. Через Камышинку был проложен временный мостик напрямую к храму, по которому и ходили в церковь старогородские жители. Количество домов в приходе – 358. В нашем городе совершалось два крестных хода: в пяток Пасхи и в день пророка Илии. Первый установлен, по преданию, в память прекращения морового поветрия 1771-1772гг.; второй, древнейший, введен новопоселенцами г. Дмитриевска, потому что он совершался на их прежней родине. Кстати, с моровым поветрием и иконой Казанской Божьей матери связана интересная история. Во время эпидемии чумы священники обошли вокруг город с чудотворной иконой, после чего болезнь прекратилась. Не случайно во все времена люди почитали икону Божьей Матери как чудотворную. До 1771 года в Дмитриевске не было городского кладбища, а под стенами Троицкого храма располагался небольшой некрополь (усыпальница), где и хоронили знатных и достойных людей города. А после морового поветрия 1771-1772гг. захоронения внутри церковного двора были запрещены. Троицкий храм – «ворота» нашего города, которые видели многие известные нам люди, останавливающиеся в нашем городе. Никого он не оставил равнодушным. Так в 1857 году храм зарисовал великий украинский поэт и художник Тарас Шевченко.

 

Этот рисунок сейчас хранится в музее имени Т. Шевченко в Киеве.

 

В 1773 году у Троицкого храма появился знаменитый путешественник П. С. Паллас, посетивший Дмитриевск в ходе экспедиции на озеро Эльтон. В 1858 году собор видел французский романист Александр Дюма во время своего знаменитого путешествия от Парижа до Астрахани. Он видел, и его видели много знаменитых людей мира: Емельян Пугачёв, И. Сталин, А. Суворов, Л. Д. Троцкий, П. Н. Врангель, знаменитый художник К. С. Петров-Водкин, проезжавший через Камышин на Иловлю рисовать картину «Купание красного коня». Здесь бывал герой Отечественной войны 1812 года, камышанин, генерал-лейтенант Кирилл Фёдорович Казакевич и в возрасте двух лет его внучка Ольга Сократовна Чернышевская. Конечно, в предыстории храма есть и свои тайны, не раскрытые никем.

 

Троицкий собор был разрушен в апреле 1939 года. Так вместо красивейшего здания города на территории бывшей Петровской крепости появились развалины. В 1956 году «строители коммунизма» пытались уничтожить территорию бывшей крепости с помощью землеройной машины, но останки жителей города, похороненных под стенами храма в XVIII веке, напугали рабочих и работы прекратились. Территория Петровской крепости в 1961 году оказалась островом посреди слившихся Волги и Камышинки. 40 лет воды двух рек смывали этот клочок суши. Но как только вода добралась до уцелевшего в земле фундамента Троицкого собора, разрушение острова прекратилось на некоторое время. В начале 1970 гг. городской совет распорядился установить там огромные металлические буквы, составляющее слово «Камышин», а также герб города, укрепленный на высоком массивном столбе. За несколько лет Волга и Камышинка всё-таки разрушили каменный фундамент собора, и остров исчез за считанные годы. К началу XXI века над местом старейшего православного города сошлись волжские воды. XXI век – новая история Камышина. Старая же осталась под водой. Но всё-таки всегда, проезжая по Бородинскому мосту, мы невольно поворачиваем голову в сторону бывшего Троицкого собора, хотя многие даже не знают о его существовании. Это место по праву можно назвать «святым». XXI век – век глобальных изменений для нашей страны.

 

Смена политического строя, экономического положения влечёт за собой изменения в образе жизни людей, их укладе жизни, системе ценностей. Всё чаще на первое место выдвигается стремление к личному обогащению, а совесть, порядочность остаются на задворках. Не удивительно, что многим людям становиться труднее жить среди больших денег и взяточничества, поэтому от отчаянья и беспомощности они обращаются к Богу. Сейчас люди чаще стали посещать церковь, так как не могут морально справиться с возникшими трудностями и проблемами. Стали возрождаться, а также строиться новые церкви. Так, в 1997 году возрождён приход Свято-Троицкого соборного храма. Постановлением администрации города Камышина Волгоградской области под приход было отдано здание по улице Калинина,52 (угол Октябрьской 16). Это здание – памятник архитектуры XIX века, дом купца Шемякина. По преданию, на одной из лестниц этого дома он убил своего сына, который был похоронен в ограде Никольского храма. Шемякин создал после этого богадельню в знак своего покаяния. По словам отца Виталия Шкарупина (настоятеля Троицкого храма), это место было выбрано, потому что находиться недалеко от исторического положения прежнего Свято-Троицкого храма. В беседе с настоятелем храма, он сказал: «Внешний облик здания будет сохранён». В этом доме располагалась первая старейшая аптека, прокуратура, в 1905 году – Камышинская организация коммунистической партии, историко-краеведческий музей и лишь в 1997 году это помещение обрело своё предназначение – оно стало церковью. Первое богослужение было совершено 25 апреля 1997 года: водосвятный молебен, освящение молитвенного помещения.